Пятница , 19 Январь 2018

Home » Наш город » От первого лица: в буддистском монастыре бездельников не любят

От первого лица: в буддистском монастыре бездельников не любят

Март 28, 2015 4:49 пп by: Category: Наш город, Новости, Репортажи Leave a comment A+ / A-

На прошлой неделе мне представился отличный шанс и возможность побывать на горе Качканар. Я давно уже знал, что эта гора является самой высокой точкой Среднего Урала (887 м). Но когда я начал интересоваться историей города и географией вершины, то оказалось, что на ней расположен единственный на Урале буддистский монастырь.

Причин откладывать больше не было, а достопримечательности только накапливались: на вершине установлен памятник Юрию Гагарину, есть очень известный скальный выход под названием “Верблюд”, в Качканаре имеется один из самых масштабных (в России таких всего два) карьеров по добыче железной руды, а также горно-обогатительный комбинат. При всем этом сам город образовался всего в 1957 году.

Мой проезд был спланирован за два дня. Все должно было идти складно, но уже в первый день я опоздал на автобус до Качканара, несмотря на то, что выехал из Сысерти в 05.40. Но это не беда – уехал на следующем. В 14.15 уже был в Качканаре, на такси добрался до Западного карьера – это точка начала подъема в гору. Забегая вперед, скажу, что дорога помечена и заблудиться просто невозможно: постоянно попадаются цветные ленточки и прочие вязки на развилках.

С таксистом выдалась весьма занимательная беседа.

– На Урале три дыры: Елки, Палки, Топоры, но есть еще одна дыра – это Нижняя Тура, – искрил юмором местный шофер, – и только тут снег сходит вместе с асфальтом.

Для начала мне предстояло миновать промзону, в которую я попал, честно сказать, нелегально. Посторонним тут находиться нельзя. По дорогам ездят огромные «БелАЗы», гудят поезда, а я иду, как ни в чем не бывало, успевая лишь отворачиваться от облаков пыли. Через  полтора километра показалась смотровая площадка на Западный карьер. Я, будучи ярым походником, видел многое – масштабное, красивое, великолепное, но такого, как здесь, я даже представить не мог. Слова “Обалдеть”, “Вот это да!” сами срывались с языка и никак не могли передать то, что я видел.

Вид на Западный карьер

Передо мной была просто громаднейшая дыра, карьер размером с небольшую деревню. Мне казалось, что я был птицей, пролетающей над ним. КамАЗы, автобусы и экскаваторы казались отсюда песчинками, поезда, которые курсировали внутри карьера – червячками, а железнодорожные пути – нитками. Разглядеть людей и подавно не было никакой возможности. Засняв все это невероятное зрелище, отправляюсь дальше.

Подъем давался легко, наклон небольшой, снег держит. Встретил какого-то лысого парня. Решил, что это монах из монастыря, но в лоб спрашивать не стал, просто поздоровался и пошел дальше. Примерно через 4-5 км делаю привал. Пара спускающихся туристов сообщили, что до монастыря еще около трех км. «Что ж, не так много» – подумал я, допил чаек и отправился в путь. По дороге попалось очень много следов зайца, воздух становился более прохладным, несмотря на плюсовую температуру.

Ступа пробуждения, с которой началось  строительство монастыря. В ее конструкции находятся священные тексты - мантры, а также статуэтки будды и останки учителей

Ступа пробуждения, с которой началось строительство монастыря

Наконец, я стою перед приметным деревом с кучей ленточек. Тут же карта: монастырь “Шад Тчуп Линг” – направо, Верблюд – прямо. Повернув на монастырь, пробираться пришлось по уже более густому участку леса, но надежда на скорое прибытие добавляла сил. Вскоре мне встретился на дороге бородатый мужичок, одиноко размахивающий лопатой. Как оказалось позже, это основатель монастыря – Лама Тензин Докшит. Именно он в 1995 году пришел сюда по указанию своего учителя и, ночуя в палатке, заложил первые камни монастыря, а именно первой ступы (один из видов священных сооружений буддистов) – ступы Пробуждения. В ее конструкции находятся священные тексты (мантры), а также статуэтки будды и останки учителей. Внутри ступы – копии священных текстов, благовония, кварцевый песок и драгоценности.

Пообщавшись с основателем мимолетно, я взял из груды плитки один кусок и начал подъем к монастырю, расположенному на высоте 880 метров. Крутой подъем от места встречи с первым здешним монахом занял около десяти минут. Постройки затерялись среди скал. Именно по такой технологии он и строится: скалы не рушат, а постепенно обустраиваются вокруг, становясь частью сооружения.

Статуя Миларепы - одного из выдающихся учеников будды. Он развил в себе технику внутреннего огня и жил в пещере, укрываясь одним лишь клочком ткани, и ел похлебку из крапивы (поэтому и зеленый).

Статуя Миларепы – одного из выдающихся учеников будды. Он развил в себе технику внутреннего огня и жил в пещере, укрываясь одним лишь клочком ткани, и ел похлебку из крапивы (поэтому и зеленый).

И вот я вошел во двор, осмотрелся – никого нет. Во дворе стоит еще одна ступа, информационный стенд и пока еще не известные мне постройки. Зашел в первую понравившуюся дверь и оказался в гараже. Да, у монахов есть своя техника и большой набор инструментов и запчастей. Здесь копошился еще один монах – Валера. Он радостно повстречал меня и попытался объяснить куда пройти и где расположиться, но тут спустился Алексей, тоже монах и любезно согласился проводить. Меня завели в столовую, сразу налили чаю и предложили присесть, рассказать, откуда я и как долго планирую быть. На кухне в тот день дежурила молодая монахиня по имени Света. Я сказал, что завтра планирую взойти на Верблюд и к памятнику Гагарину, а послезавтра – уехать.

Вообще в монастыре три занятия: еда, практика (служба) и физическая работа. Практикуют монахи утром и вечером. И здесь меня ждал неожиданный момент: являясь вегетарианцем, я мало подумал о том, что буду есть, и как на это посмотрят остальные. Но как говорят, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, поэтому впервые за несколько лет мне пришлось пожевать мясо и рыбу.

После чая я вызвался помогать, и мне с радостью доверили колку дров, чем я и занимался до самого ужина. Поев, я решил пойти на улицу и все запечатлеть на видео. О видах, которые открываются отсюда можно говорить вечно… Неописуемые пейзажи, простирающиеся на много километров. Видна гора Конжак – граница Среднего и Северного Урала (1569м), видны громадные карьеры Качканара и множество заснеженных пиков гор где-то на Севере.

Одна из снежных вершин на линии горизонта - гора Конжак

Одна из снежных вершин на линии горизонта – гора Конжак

Когда стемнело, и я был готов ко сну, мое внимание привлекло что-то необычное на небе. Еще утром я и не мог представить что тут, на вершине Качканара сбудется одна из моих мечт – передо мною самое настоящее северное сияние! Настоящее, его невозможно ни с чем спутать: параллельные полосы зеленого цвета то наливались, то становились блеклыми. На это можно смотреть часами. Но в монастыре есть режим – отбой у всех, в том числе и гостей, в 23 часа. Спал я в общей комнате с монахами-мужчинами. На тот момент их там было пятеро. Они вообще странные, поедят и тут же спать ложатся прямо у стола, почти не разговаривают друг с другом, едят много сахара.

Вот так выглядит буддистский монастырь

На следующий день на завтрак, как ни удивительно, был рис, а после мне устроили небольшую экскурсию по помещениям монастыря. Их тут довольно много: баня, будущая котельная, дом Ламы, чайный домик, библиотека, гостиная, гараж, скотный двор и еще много чего. До обеда я снова колол дрова, поднимал чурки снизу к монастырю и вытаскивали вместе с Ламой Докшит и еще одним монахом квадроцикл из сугроба.

Сэлфи на горе Верблюд

Сразу после обеда я отправился к горе Верблюд. До нее около 300 м по протоптанной тропе. Гигант возвышался у обрывистого края вершины. Налюбовавшись, заметил памятник Гагарину, до него метров 500, но тропы нет. Недооценив снежный покров, я начал проваливаться чуть ниже колена под снег. “Ну, потихоньку дойду” – подумал я, но через пару метров провалился по самую грудь. Чуть не сломал палки и не скрылся под снегом. Выкарабкавшись, по-пластунски двинулся обратно, не желая испытывать судьбу. Выбрал скалу повыше, забрался на нее, сделал пару фотографий, видео, прощальным взглядом окинул непокоренный памятник Гагарину и вернулся в монастырь. Попив чаю, посвятил свое время добровольному физическому труду до самого ужина.

За ужином ждали длинные разговоры на самые разные темы. Монахи интересовались у гуру отдельными моментами учения, что-то спрашивали, но я не мог понять ни слова.

Следующим утром я быстро собрался и, не желая опоздать на электричку, попрощался с гостеприимными монахами и Ламой Докшит и поспешил вниз. Спуск оказался гораздо проще подъема и занял всего 1,5 часа. Вновь я не смог пройти мимо смотровой площадки и высказать наедине с самим собой слова восхищения величием открывающихся видов. И вот я уже стою и переодеваю горные ботинки на сухие городские кроссовки, ловлю такси и еду на железнодорожную станцию. До поезда у меня было еще два часа, поэтому я отправился в центр Качканара до ближайшего банкомата, чтобы позавтракать в местном кафе. Бродя с рюкзаком по улицам и дворам, я удивлялся насколько чистый наш город – Сысерть. Двенадцать часов в дороге – и я дома!

Итак, краткое резюме по итогам поездки. Если и вы вдруг соберетесь посетить буддистский монастырь на скалах Качканара, то следует учесть следующие моменты. Дешевле ехать на электричке, но в этом случае сложно попасть в график, т.к. нужно делать пересадку. В монастыре можно остаться на неопределенный срок, главное – позитивный настрой и желание помочь, когда просят. Ешь и спишь бесплатно, только заранее нужно узнавать, что нужно принести с собой. Лично меня просили привезти сахар. Я принес 3 кг, наивно полагая, что этого им хватит на месяц.

Впечатления от поездки остались только самые приятные. Оказывается, в монастыре жизнь тоже довольно насыщенная – здесь не в почете скука и безделье. Тут очень ценят то, что ты делаешь, мало о чем тебя спрашивают и никого не волнует, какую ты должность занимаешь внизу. Я решил навестить монахов вновь в конце августа, и они пообещали встретить меня столь же радушно. Летом здесь все активнее и баня каждый день. Так что жди меня, Качканар! Уж в следующий раз я обязательно доберусь до неприступного памятника первому космонавту и, наверняка, покорю еще не одну новую для себя вершину!

Кирилл Казаков.

Фото автора.

От первого лица: в буддистском монастыре бездельников не любят Reviewed by on . На прошлой неделе мне представился отличный шанс и возможность побывать на горе Качканар. Я давно уже знал, что эта гора является самой высокой точкой Среднего На прошлой неделе мне представился отличный шанс и возможность побывать на горе Качканар. Я давно уже знал, что эта гора является самой высокой точкой Среднего Rating: 0